Category: литература

fille

Неразумная сила искусства

Без стихов никак :)
Вспомнилось мне, как жарким летом 1990 года, в прекрасной Одессе, услышала я этот текст впервые в виде... романса, что ли. Женщина неизвестная мне пела, откуда-то из радиоприёмника негромко слышался ее молодой незнакомый голос. Больше я не слышала этого никогда, и даже кажется теперь, будто приснилось. А ведь было, было. Кто, когда положил это стихотворение на музыку? Я запомнила его почти полностью, с первого раза. Бывает так.
И когда всплывает вдруг в голове по разным поводам фраза "неразумная сила искусства", тянется за ней шлейфом расплывачатое это летнее воспоминание.

Николай Заболоцкий

СТАРАЯ АКТРИСА

В позолоченной комнате стиля ампир,
Где шнурками затянуты кресла,
Театральной Москвы позабытый кумир
И владычица наша воскресла.

В затрапезе похожа она на щегла,
В три погибели скорчилось тело.
А ведь, Боже, какая актриса была
И какими умами владела!

Что-то было нездешнее в каждой черте
Этой женщины, юной и стройной,
И лежал на тревожной ее красоте
Отпечаток Италии знойной.

Ныне домик ее превратился в музей,
Где жива ее прежняя слава,
Где старуха подчас удивляет друзей
Своевольем капризного нрава.

Орденов ей и званий немало дано,
И она пребывает в надежде,
Что красе ее вечно сиять суждено
В этом доме, как некогда прежде.

Здесь картины, портреты, альбомы, венки,
Здесь дыхание южных растений,
И они ее образ, годам вопреки,
Сохранят для иных поколений.

И не важно, не важно, что в дальнем углу,
В полутемном и низком подвале,
Бесприютная девочка спит на полу,
На тряпичном своем одеяле!

Здесь у тетки-актрисы из милости ей
Предоставлена нынче квартира.
Здесь она выбивает ковры у дверей,
Пыль и плесень стирает с ампира.

И когда ее старая тетка бранит,
И считает и прячет монеты,-
О, с каким удивленьем ребенок глядит
На прекрасные эти портреты!

Разве девочка может понять до конца,
Почему, поражая нам чувства,
Поднимает над миром такие сердца
Неразумная сила искусства!

fille

Беги, кролик, беги! :)

Ну что же. Думаю, что пора бы уже после всех стихов и картин и поговорить, может, даже о серьёзном. Пора, несомненно. Так и говорю себе постоянно, но уносит меня течением дел житейских и рабочих постоянно куда-то в сторону. Да и желание показывать бесконечно разные прекрасные картинки непреодолимо. Но я одумаюсь, обязательно одумаюсь! ;) Непросто разворачиваться на полном ходу. А потому позвольте ещё немного подурачиться.
Сегодня будем ловить белого кролика, сбежавшего из революционного Парижа. Предположительно от Жоржа Кутона.
Вообще-то молвить слово об этом кролике и его путешествиях по книжным страницам я хотела еще зимой, но, как водится за мной, не рискнула отчего-то. А недавно о нем мне мне напомнил вопрос, заданный в одном революционном сообществе. Вопрос тот, кстати, так и остался без ответа, что не есть хорошо, ибо раз люди интересуются, надо бы им сказать... Но вот что сказать?
Дело в том, что я не знаю, откуда родом этот кролик, но уши его, очевидно, торчат из книги Ленотра. И тут мне хочется попросить помощь зала. Оригиналов Ленотра в руках я не держала. Увы. Но это так. Поэтому откуда именно происходит цитата о кролике Кутона, очень хочу узнать сама.
Итак, я не знаю, откуда этот кролик выбежал, но немножко знаю, куда он оттуда прибежал.
Увидела я цитату сию впервые... у Бунина (прошу прощения, но Бунина я жестоко покромсаю, ибо меня сейчас интересует исключительно кролик. Остальное, если угодно - как-нибудь в другой раз).

Collapse )

Итак, белый крол добежал до революционной России.
А пятью годами ранее, в 1913 году, он вместе со своим предполагаемым хозяином и едой в виде люцерны попал в "Жития христианских мучеников", изданные в Париже, в том 12, куда попали мученики революции (собственно, согласно концепции книги, хозяином кролика сотоварищи и замученные, однако же про кролика не забыли). Вот цитата оригинала с ее жутковатым контекстом (тут покромсать не удалось ;))

Collapse )

А потом он всплыл в 1990 году в книге Жоржа Эреме про известных уроженцев Оверни. Причем ровно той же цитатой из Ленотра с глухой отсылкой: "Ленотр пишет"...
Занятно, что этот кролик бежит прямиком к людям отнюдь не революционного настроя и не сворачивает с избранного и одному ему ведомого пути ;)
Но это ладно - много ли кто видел этих многотомных христианских мучеников да знаменитых овернцев?
Однако же наш кролик в 1927 году визуализировался, вбежав в кадр известного и во многих отношениях замечательного фильма. Он появляется в "Наполеоне" Абеля Ганса, сидя на коленях у Кутона, причем не дома, а прямо в Комитете.
Collapse )
Пожалуй, это самое известное явление нашего кролика. У многих именно отсюда вопрос и рождается.
Ну, вот, пожалуй, и все пока. И нет у моей сегодняшней истории никакой морали. Разве что... если этот кролик пробегал мимо вас и вы знаете, куда он направился, - сообщите :)
fille

У каждого в шкафу свой скелет

Думаю, что знаю одну гравюру, которая вполне подойдёт в качестве иллюстрации к приведенной фразе :).
Я ее, как сейчас помню, увидела впервые давно-давно, в книге Эйдельмана. И очень долго потом не могла найти нигде. Нашла всё-таки. Сейчас покажу ;)

Collapse )
fille

(no subject)

Это все романтизм, чепуха, гниль, художество. Пойдем лучше смотреть жука.
И.С. Тургенев. "Отцы и дети"

Вот ведь как часто бывает: найдешь тему интересную и благодатную - копать и копать! И начинаешь что-то разыскивать, исполнившись энтузиазма, и вдруг свернешь куда-то в сторону, приметив на стороне нечто интересное. И вот уже приходишь в себя в месте незнакомом, среди чего-то другого, еще неведомого, но не менее интересного. И хочешь копнуть и там, а потом... повторяется та же история!
И множатся в моих блокнотах пометки о том, что надо найти, куда зайти, на что посмотреть... до бесконечности множатся. И говорю себе, что пора, давно пора взять себя за волосы, аки барон Мюнхгаузен, да вытащить из этого болота вопросов, сосредоточиться, довести хоть что-то до конца.
Бесполезно. Опять, отправившись искать что-то у Чехова, обнаруживаешь себя с головой в Плутархе... опять вместо дома на улице Чайковского находишь какую-нибудь Cahier de doléances экзорцистов... В общем, "он шел на Одессу, а вышел к Херсону". И так всякий раз.
Так и торчат из меня эти обрывки тем, эти хвостики и ниточки, как из клубка, потрёпанного расшалившимися котятами...
В детстве бывало похожее. Поздняя весна или неусталое еще лето. Сидишь и делаешь что-то важное и серьезное: складываешь лодочку из бумаги, возишь по листочку карандашом, царапаешь ручкой новый стол :), разламываешь игрушку или клеишь одну цветную бумажку на другую, как вдруг - Вжжжжж.... пум! Влетает в окно и шмякается на стол. Жук. Блестящий, зеленый, а то и синий (редкость какая!). Поднимается на лапки и ползёт. И всё... прощай, наиважнейшее и наисерьёзнейшее из дел, нет ни рисунка, ни игрушки, ни карандашей... только жук, деловито ползущий от тебя. Ох, как бы не сбежал! Ловить, ловить жука!
Потом, конечно, выпустишь... Но там, в момент наивысшего счастья, когда жук уже пойман и зажат в кулак, перед тем, как разжать ладошку и глянуть на своё сокровище, замираешь на мгновение и не думаешь ни о чем, разве о том, что хорошо бы собрать жуков много, разных, блестящих, жужжащих. Хорошо бы только жуками заниматься...
Кстати, давно не вижу я тех жуков. Черных - пожалуйста, божьих коровок - стада, гусениц больших и мохнатых да бабочек - сколько угодно, кузнечиков в полях - горстями лови.
А этих зеленых и синих - нет.
Да что же, неужто тоскую я по ним? Похоже на то.
Хочется, чтобы опять вот так вдруг Вжжжж.... пум!
И пусть погибнет мир со всеми его важнейшими и нужнейшими делами - смотрите, смотрите, жук!
fille

В темнице

Набрела на иллюстрацию к "Девяносто третьему году" Гюго.
Понравилась мне, честно сознаюсь, не только и не столько картинка, сколько великолепное имя художника - Диоген-Улисс-Наполеон :)

Diogene Ulysse Napoleon Maillart (1840-1926). Simourdin and Gauvain

58,33 КБ

Это иллюстрация в пятой главе седьмой книги. Ибо ничем другим она быть не может.
fille

Артиллерия! По тапкам - огонь!

Знаете, господа, что часто появляется при распознавании отсканированных текстов? Думаю, все знают - опечатки. Причем программа обычно спотыкается на одних и тех же местах - знаках переноса, буквах, схожих по начертанию (i - l, н - п ...). Эти опечатки надо потом тщательно выискивать и устранять. Времени на это не у всех хватает. Иногда эффект неправильного распознавания оказывается комическим  - в случаях, когда замена буквы превращает одно осмысленное слово в другое.
Как вы догадываетесь, я в очередной раз собрала с сетевых нив внезапный урожай. Сразу приношу извинения - тема книги глумления не допускает. Но стандартные невыправленные опечатки убили всё.
Итак, поговорим о тапкозакидательстве на Ленинградском и Волховском фронтах? Тапки, как известно, бывают тяжелые и средние :)
Собственно, к делу: в выложенной в сети книге Павла Лукницкого "Ленинград действует" я прочла:

Два немецких тапка, приблизившихся к правому берегу, открыли огонь по танку Барышева.

...подошел вплотную к увязшему тапку борт о борт, так, что уже повернуться нельзя – застрял бы. Командир танка открывает люк, видит меня, спрашивает: «Товарищ старший лейтенант, где немцы?» Я ему: «Смотри, ты ж видишь, кот они!» (А они уже назад катятся.)

...я вылез на броню тапка и наблюдал стрельбу ...

Противник, очевидно, обнаружил стрельбу танка и этого пулемета, начал бить тяжелыми снарядами по тапку.

Немцы ... дополнительными пехотными дивизиями, тапками, тяжелой артиллерией ... оказывали нашим наступающим частям все более яростное сопротивление.

С ними двигались перешедшие Неву ... тяжелые и средние тапки...

...немецкие тапки с десантом пехоты. Их было тридцать...

Тридцать немецких тапок с десантом...  Как вы понимаете, это не все обнаруженные тапки и коты. Это ужасно, господа, просто ужасно. Непредвиденного комического эффекта в таких книгах возникать не должно, их нельзя выкладывать в подобном виде. Можно, разумеется, письмо хозяевам электронной библиотеки написать, да только кто же там теперь будет вытаскивать из болота эти немецкие тапки?
И так хочется... тапком запустить!
rose

Роза. Триптих. Выполнено В. Брюсовым

Поэтический триптих, посвященный царице цветов. Три стихотворения, переведенных Валерием Брюсовым в разные годы, однако несомненно представляющих собой тематический цикл.

Дабы не утомлять не склонных к поэзии, стихи прячу под кат, а тут для всех - розы живописные!
119,57 КБ

Collapse )
fille

Грехи наши тяжкие... Жак Калло

Сюжет с художником Калло потребовал продолжения. К тому же, словно в рифму моим мыслям, увидела я вот этот пост.
А посему - сегодня показываю семь смертных грехов работы Жака Калло.

Алчность
121,84 КБ

Collapse )
fille

Французские революционеры в литературном путеводителе. Год 1964

Давно собиралась вытащить кое-что из моей цитатной копилочки. Ничего нового, разумеется :)

"Guide Litteraire de la France" (Paris: Hachette, 1964) - замечательное в своем роде издание. Сколько я понимаю, с тех пор так и не переиздавалось (позднее были более частные путеводители, по отдельным регионам, но переизданий вот этого мне не попадалось). Попали в этот литературный путеводитель не только писатели в строгом смысле слова, но все имеющие хоть какое-то отношение к "belles lettres". Разумеется, и журналисты, и ораторы. Да, книга не лишена фактических ошибок, но в данном случае я не считаю разумным акцентировать на них внимание и тем паче пускать эти неточности по классу "энциклопудия". Потому что при огромнейшем объеме фактов, с которым имели дело авторы (их было десять и они отвечали за разные регионы), фактов, относящихся к разному времени, ошибок этих было практически не избежать.
Имея привычку читать книги, снабженные именным указателем, начиная с оного (а в данном случае - сам бог велел так поступать), я выловила оттуда интересующих меня героев.
Итак, в путеводителе по литературной Франции обнаружены:
Collapse )
fille

"Старые учреждения, старые предания, старые обычаи - великое дело".

Сегодняшний мой герой отнюдь не революционер. Даже наоборот - ретроград и консерватор. Не так часто о нем вспоминают, а меж тем он был человек умный и образованный, а еще - наставник двух наследников российского престола. И вообще личность в своем роде замечательная.
А героиня моя - его супруга.
Ибо мне они представляются довольно интересной парой.

...В Санкт-Петербурге, на Московском проспекте, в одном из дворов, рядом с Воскресенским Новодевичьим кладбищем (но все же за его территорией; кто не знает - едва ли найдет без подсказки) - могильный памятник.
29,62 КБ

Collapse )