Category: искусство

fille

Нос архитектора

Хорошо, когда человеку везёт во всём, и природа одаривает его и способностями, и лёгким приятным нравом, и гармонирующей со всем этим красивой внешностью (прямо Мэри-Сью получается). Да только не всегда одаривает. А то и куда хуже - привесит к недюжинным способностям впридачу такую физиономию - хоть плачь.
Вот так и в нашем сегодняшнем случае.
Он был замечательный человек, умный, разносторонне одарённый, но внешностью обладал такой, что даже в "Историю русского искусства", ту самую, которая под редакцией Грабаря, попала информация о том, что петербургские няньки "пугали им детей"...
Или вот, например, Филипп Филиппович Вигель в своих "Записках" заметил, что "этот человек соединял все, и знание и вкус, и его творениями более всего красится Петербург", но предложением раньше не преминул написать: "Старик Гваренги часто ходил пешком, и всяк знал его, ибо он был замечателен по огромной синеватой луковице, которую природа вместо носа приклеила к его лицу".

Архитектор Джакомо Кваренги даже на официальных портретах выглядит почти комично.

Дж. Полли. Портрет Джакомо Кваренги. 1810-е годы.


Collapse )
плюмаж

CCXIX

Ну что же - нынче (нынче - это 23 сентября, пишу в ночи, давно уж 24-е :)) 1 вандемьера CCXIX года.
С новым годом, граждане!
Поскольку меня, как видите, практически нет - сильно занята, желаю себе в новом году всё-таки найти побольше времени на всякие приятные и полезные вещи и зафлудить вашу френдленту :), - то у меня и больших новогодних подарков не сложилось. Даже пирога революционного не испеклось...
Поэтому я расскажу совсем маленькую парижскую топонимическую историю.
Историю эту я откопала год назад и поделилась ею с французскими единомышленниками, в качестве утешительного приза. Дело в том, что год назад парижская администрация отказалась удовлетворить направленную в ее адрес петицию граждан с просьбой назвать уже в Париже улицу именем Робеспьера. Отказалась манером почти карикатурным (ибо известно немножко о том, как они там заседали ;)).
Вот после этого я и рассказала знакомым гражданам эту штуку, на которую сама наткнулась совершенно случайно, рыская по сети в поисках приличного плана сада Тюильри.
"Неофициальная" топонимика - такая вещь, сегодня помнят, как в народе называют место, завтра - нет. Такого рода названия могут запросто не попасть ни в чьи мемуары, нигде не засветиться и кануть во мрак забвения, когда умрёт поколение, называвшее меж собой этим словом какой-нибудь городской уголок... Этому повезло - оно попало в документы и о нём до сих пор что-то помнят.
Collapse )
UPD: Гражадане, и никто мне не поработал корректором :))) Выпавшая цифра исправлена :)
капризная невеста :)

Внезапно об Гоголя

Совершенно неожиданно - не думала, ни гадала ни про какого Гоголя...
Наткнулась на репродукцию гоголевского портрета, которого раньше не видела, и столь впечатлилась, что хочу поделиться ;)

Антонио Дзона. Портрет Н.В. Гоголя. Венеция, 1847.


Этот портрет мне попался в вышедшей в 1993 году, уже после смерти автора - Ильи Самойловича Зильберштейна, книге "Парижские находки. Эпоха Пушкина".
Всё, что я могу сделать - приложить в качестве информации о портрете фрагмент из текста (и приложить к нему ещё пару картинок :)) и полагаться на информацию автора.
Collapse )
плюмаж

Обнажённый Октябрь

Правильно говорят - хочешь что-то спрятать - положи на видное место.
Я сегодня узнала, что ещё одна моя знакомая петербурженка никогда не видела скульптуру перед БКЗ "Октябрьский". При этом я ни на минуту не сомневаюсь в том, что бывала она там, и не раз. И прекрасно знает, как выглядит БКЗ и окрестности. А вот что там есть скульптура - не помнит напрочь.
Это неудивительно. Я тоже много лет её не замечала. Её многие в упор не видят. А она есть (как тот суслик прямо!:)). И ещё какая!
Просто она исключительно неудачно там стоит. Благородня идея вписать в постройку 1967 года скульптурную композицию конца 1920-х торжественно провалилась: скульптура абсолютно теряется в пейзаже.
А потому, когда про неё спрашиваешь, некоторые (нет, те, кто видел, безусловно, сочувственно и не без энтузиазма кивают головой) вытаращивают глаза и спрашивают: "Чтооо???"...
Потому что спрашиваю я (видимо, не только я :)) обычно примерно так: "А голого красноармейца с винтовкой видел?"
И ведь воистину так - Collapse )
плюмаж

Le Dernier Portrait: Смерть есть начало бессмертия...

Ну вот и всё. У подножия гильотины трупы были сложены в тележки, головы – в отдельный ящик, и процессия двинулась от площади Революции к кладбищу Эрранси, что у заставы Монсо. Дверь в городской стене открылась, пропуская телеги и комиссара полиции, и тут же захлопнулась. Никаких зрителей. Никаких посторонних не должно было оказаться у этой могилы. Никто не должен был узнать, куда положили тела.
Похороны двадцати одного казнённого 10 термидора (плюс Филипп Леба, застрелившийся предыдущей ночью в ратуше) – сто девяносто три ливра, включая стоимость извести – извести, которая сожжет их, "чтобы воспрепятствовать обожествлению" когда-нибудь. И семь ливров – для ровного счёта – могильщикам…
Это нужно, должно быть, ещё раз написать жирными буквами. По приказу Конвента, чтобы никто и никогда
И вот при этом при всём – при стремлении уничтожить останки без следа, скрыть само расположение могилы – существует живучая легенда о том, что женщине по имени Мария Гроссхольц, фактически приёмной родственнице и ученице доктора Курциуса, державшего в Париже, на улице Тампль, кабинет восковых фигур, удалось снять посмертную маску Робеспьера.
И жива эта история до сих пор. А всё оттого, что Мария, сперва унаследовавшая от умершего в 1794 году Курциуса его коллекцию, вышедшая через несколько лет замуж за господина по фамилии Тюссо, а потом перебравшаяся вместе со своими работами и учениками в Англию, предъявляла доказательство.
Collapse )
плюмаж

Клятва в зале для игры в мяч

Ровнёхонько, значит, 20 июня 1789 года эти самые депутаты, объявившие себя Национальным собранием, обнаружив зал заседаний закрытым, оказались в этом самом зале для игры в мяч и ухитрились принести там клятву собираться, где возможно, и не расходиться, пока не выработают конституцию...
А потом художник Давид... То есть я хотела сказать, что собиралась как раз проиллюстрировать сие событие сегодня совсем не Давидом. Совсем его объехать всё-таки не получится, но мы попытаемся.
Итак - небольшая галерея "альтернативных" клятв в зале для игры в мяч!

Начну я с картины, о которой что-то знала (ибо видела однажды на книжной обложке), но обратила на неё моё внимание eleonored... Тогда-то я и придумала вывесить тут это всё ;)

Луи Шарль Огюст Куде (1789-1873) "Клятва в зале для игры в мяч" (1848)


Видимо, это одна из 30 картин Куде на исторические сюжеты, которые он писал специально для украшения Версаля. (Кстати, Куде в 1810-е годы был учеником Давида... Я же говорю, без Давида мы никуда :)))
Collapse )

6 мая

По случаю дня рождения известного гражданина :) показываю объект, о котором мало кто вообще знает.
Помнится, несколько раз меня спрашивали о пямятниках Робеспьеру во Франиции. Рассказываю и показываю, объект исключительно редкий (к тому же его почти никто не видел. Разве что те, кто живёт рядом. Ну или те, кто знает и добрались специально - эти все известны поимённо - среди нашей братии анонимусов нет :)).
Памятник Робеспьеру стоит в ближайшем пригороде Парижа Сен-Дени.


Он мирно стоит в скверике прямо напротив Театра Жерара Филиппа, местные его не обижают :)
Фотографии памятника сделаны прошлым летом eleonored и размещаются здесь с её любезного разрешения. Имейте в виду: это эксклюзив – снимков этого памятника на просторах сети просто не существует.

Collapse )
Цветы и шампанское (а лучше розовое :)), как обычно, частным порядком.
А я, поскольку не в Сен-Дени и не в Аррасе, пойду разведаю, не наливают ли у нас где-нибудь на набережной Робеспьера :)
капризная невеста :)

Onfray de Bréville

Сегодня всё-таки наполеоновское. Но не траурное (ибо кто ж сомневается в том, что Наполеон живее многих живых? ;).

Это юный Наполеон Бонапарт навещает свою сестру Элизу в Сен-Сире


Сложно не восхититься. Автор этой картинки - художник-иллюстратор Жак Мари Гастон Онфре де Бревиль (1858-1931), подписывавший свои работы JOB, так и вошедший в историю. Прекрасный иллюстратор (обработавший, кстати, не только наполеоновскую тему). Классический пример того, как можно и нужно иллюстрировать детские исторические книги.
Помнится, несколько его работ показывала b_a_n_s_h_e_e, но хорошего человека много не бывает!
Collapse )
плюмаж

... и сбоку бантик...

Ну что - "майский день, именины сердца" - прелестная девушка в гравировальной мастерской спросила про гражданина Робеспьера "Я так понимаю, это Моцарт?"... Разумеется, это было ожидаемо, но всё равно... Какая-то история повышенной комичности уже.

По этому случаю - иконографическое "про Робеспьера". (На самом-то деле - не только по этому случаю. История возникла спонтанно в комментариях, и я поняла... что я как всегда ничего не понимаю. Что совы опять не то, чем они кажутся... Что ясно, что ничего не ясно...)
Портрет этот уже был у меня явлен в одной подборке, поэтому - всё под кат. Вместе со всеми вопросами, сомнениями и измышлениями.

Collapse )

P.S. Предположительно - этот пост - номер первый в череде моих разборок с портретами Робеспьера. И поскольку он - пробный и внезапный, я допускаю, что сама ещё двадцать раз успею "передумать" всё по-другому.
А также всякому, кто имеет что сказать, поправить, подсказать по "матчасти" или видит тут что-то явное "не то" - милости прошу. Потому что очень надо на самом деле.