Страшная смерть госпожи Ламбаль от рук толпы не принадлежит, как, думаю, очевидно, к числу сюжетов, к коим я обращаюсь по душевной склонности. Однако не чувствую себя вправе отказать ни одной из пришедших тем.
Тем боле, что не помню, встречалось ли мне где-нибудь конкретно этот пример художественного осмысления происшедшего, спустя почти сотню лет.
Сегодня слово о принцессе де Ламбаль будет сказано итальянским поэтом Джозуэ Кардуччи (1835-1907). Думаю, о нём, лауреате Нобелевской премии по литературе (1906), сегодня вспоминают нечасто.
В 1883 году Кардуччи написал цикл из двенадцати сонетов «Ça ira», посвящённый Французской революции. И один из тех двенадцати – о смерти принцессы де Ламбаль.
Сюжет кровавый, к тому же с иллюстрацией. Прячу под кат.
Джозуэ Кардуччи
ÇA IRA
VIII
Ручьи печалятся, и внятен вздох глубокий
В летящих из-за гор Савойи ветерках.
Железа, ярости теперь настали сроки:
Маркиза де Ламбаль простёрта на камнях.
Да, в золоте кудрей, что льются, как потоки,
Она, раздетая, повержена во прах;
И тело тёплое цирюльник мнёт жестокий
Рукой кровавою, забыв недавний страх.
«Какая белая! – бормочет в диком гневе. –
Не шея – лилия! А щёчки – нам на горе!
С гвоздикой сходен рот – под стать чистейшей деве!
Ты, пышнокудрая, с глазами цвета моря!
Там, в Тампле, без тебя тоскливо королеве –
Но боги смерти ей снесут подарок вскоре!»
(Пер. И. Поступальского)
А картина… картина Февра появилась через год после смерти Кардуччи.
Léon-Maxime Faivre. «Mort de la princesse de Lamballe (3 septembre 1792)». 1908
