Анаис (mlle_anais) wrote,
Анаис
mlle_anais

Categories:

Беги, кролик, беги! :)

Ну что же. Думаю, что пора бы уже после всех стихов и картин и поговорить, может, даже о серьёзном. Пора, несомненно. Так и говорю себе постоянно, но уносит меня течением дел житейских и рабочих постоянно куда-то в сторону. Да и желание показывать бесконечно разные прекрасные картинки непреодолимо. Но я одумаюсь, обязательно одумаюсь! ;) Непросто разворачиваться на полном ходу. А потому позвольте ещё немного подурачиться.
Сегодня будем ловить белого кролика, сбежавшего из революционного Парижа. Предположительно от Жоржа Кутона.
Вообще-то молвить слово об этом кролике и его путешествиях по книжным страницам я хотела еще зимой, но, как водится за мной, не рискнула отчего-то. А недавно о нем мне мне напомнил вопрос, заданный в одном революционном сообществе. Вопрос тот, кстати, так и остался без ответа, что не есть хорошо, ибо раз люди интересуются, надо бы им сказать... Но вот что сказать?
Дело в том, что я не знаю, откуда родом этот кролик, но уши его, очевидно, торчат из книги Ленотра. И тут мне хочется попросить помощь зала. Оригиналов Ленотра в руках я не держала. Увы. Но это так. Поэтому откуда именно происходит цитата о кролике Кутона, очень хочу узнать сама.
Итак, я не знаю, откуда этот кролик выбежал, но немножко знаю, куда он оттуда прибежал.
Увидела я цитату сию впервые... у Бунина (прошу прощения, но Бунина я жестоко покромсаю, ибо меня сейчас интересует исключительно кролик. Остальное, если угодно - как-нибудь в другой раз).

"Окаянные дни". Москва, 1918 год. 9 июня.
Ленотр о Кутоне:
[...]
Это рассказ одного провинциала, приехавшего в Париж с целью оправдать перед Конвентом своих земляков, революционных судей, заподозренных, по доносу, "в снисходительности". Провинциалу посоветовали обратиться к самому Кутону, и одна дама, знакомая г-жи Кутон, устроила ему это свидание, "при одном воспоминании о котором он вздрагивал потом всю жизнь".
-- Когда мы явились к Кутону,-- рассказывает провинциал,-- я, к своему удивлению, увидал господина с добрым лицом и довольно вежливого в обращении. Он занимал прекрасную квартиру, обстановка которой отличалась большой изысканностью. Он, в белом халате, сидел в кресле и кормил люцерной кролика, примостившегося на его руке, а его трехлетний мальчик, хорошенький, как амур, нежно гладил этого кролика. "Чем могу быть полезен?-- спросил меня Кутон.-- Человек, которого рекомендует моя супруга, имеет право на мое внимание". И вот я, подкупленный этой идиллией, пустился описывать тяжкое положение моих земляков, а затем, все более ободряемый его ласковым вниманием, сказал уже с полным простодушием: "Господин Кутон, вы, человек всемогущий в Комитете Общественного Спасения, ужели вы не знаете, что революционный трибунал ежедневно выносит смертные приговоры людям, совершенно ни в чем не повинным? Вот, например, нынче будут казнены шестьдесят три человека: за что?" И, Боже мой, что произошло тотчас же после моих слов! Лицо Кутона зверски исказилось, кролик полетел с его руки кувырком, ребенок с ревом кинулся к матери, а сам Кутон -- к шнурку звонка, висевшего над его креслом. Еще минута -- и я был бы схвачен теми шестью "агентами охраны", которые постоянно находились при квартире Кутона, но, по счастью, особа, приведшая меня, успела удержать руку Кутона, а меня вытолкать за дверь, и я в тот же день бежал из Парижа...
Вот каков, говорит Ленотр, был Кутон в свои добрые минуты
.

Итак, белый крол добежал до революционной России.
А пятью годами ранее, в 1913 году, он вместе со своим предполагаемым хозяином и едой в виде люцерны попал в "Жития христианских мучеников", изданные в Париже, в том 12, куда попали мученики революции (собственно, согласно концепции книги, хозяином кролика сотоварищи и замученные, однако же про кролика не забыли). Вот цитата оригинала с ее жутковатым контекстом (тут покромсать не удалось ;))

Vie des Saints Martyrs chretiens. Recueil de pièces authentiques sur les martyrs depuis les origines du christianisme jusqu'au XXe siècle. Publiees Par le R. P. Dom H. LECLERCQ, Moine bénédictin de Farnborough. Paris, 1913.
Et ne voit-on pas que de la prétention d'excuser le crime par le contraste des vertus domestiques résulte une aggravation d'iniquité et un redoublement d'horreur. Ils avaient donc un cœur d'époux et les sentiments d'un père, ces hommes qui envoient à la guillotine, à la fusillade, à la noyade, des milliers de semblables. Ce [...] Couthon, en robe de chambre, porte sur le bras son lapin qu'il nourrit de luzerne .

А потом он всплыл в 1990 году в книге Жоржа Эреме про известных уроженцев Оверни. Причем ровно той же цитатой из Ленотра с глухой отсылкой: "Ленотр пишет"...
Занятно, что этот кролик бежит прямиком к людям отнюдь не революционного настроя и не сворачивает с избранного и одному ему ведомого пути ;)
Но это ладно - много ли кто видел этих многотомных христианских мучеников да знаменитых овернцев?
Однако же наш кролик в 1927 году визуализировался, вбежав в кадр известного и во многих отношениях замечательного фильма. Он появляется в "Наполеоне" Абеля Ганса, сидя на коленях у Кутона, причем не дома, а прямо в Комитете.



Ну и общий план:
86,06 КБ
Тут я в очередной раз приношу извинения: копия фильма скверная, в центре кадра дефект, но устранять его я не стала, ибо меня, повторюсь, интересует крол, а его тут видно лучше всего. (Если кому вдруг понадобиться - могу половить другие кадры ;) Кстати, если кто не видел, - там под столом есть ещё и собака. Впрочем, с этим псом отдельная история, намного более понятная и известная, но в конечном итоге все равно заходящая в тупик. Ну, это как обычно со всякими бытовыми мелочами в таких делах :( )

Пожалуй, это самое известное явление нашего кролика. У многих именно отсюда вопрос и рождается.
Ну, вот, пожалуй, и все пока. И нет у моей сегодняшней истории никакой морали. Разве что... если этот кролик пробегал мимо вас и вы знаете, куда он направился, - сообщите :)
Tags: интересуюсь, персонажи, революция, цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments