Анаис (mlle_anais) wrote,
Анаис
mlle_anais

Categories:

Внезапно об Гоголя

Совершенно неожиданно - не думала, ни гадала ни про какого Гоголя...
Наткнулась на репродукцию гоголевского портрета, которого раньше не видела, и столь впечатлилась, что хочу поделиться ;)

Антонио Дзона. Портрет Н.В. Гоголя. Венеция, 1847.


Этот портрет мне попался в вышедшей в 1993 году, уже после смерти автора - Ильи Самойловича Зильберштейна, книге "Парижские находки. Эпоха Пушкина".
Всё, что я могу сделать - приложить в качестве информации о портрете фрагмент из текста (и приложить к нему ещё пару картинок :)) и полагаться на информацию автора.

И. С. ЗИЛЬБЕРШТЕЙН. «Неизвестные автографы и портреты Гоголя». 1969.
«<…>
Существует прижизненный портрет Гоголя, которому еще предстоит оказаться "находкой". И хотя искать его придется не во Франции - на этот раз диапазон поисков будет очень широк, так как местонахождение портрета неизвестно, - я все же решил рассказать о нем в данной статье, посвященной автографам и портретам Гоголя, находящимся за рубежом.
Портрет, о котором идет речь, долгие десятилетия находился сначала в частном, а затем в государственном владении в Киеве. Он был даже экспонирован на одной выставке, но в силу каких-то неизвестных обстоятельств никто ни разу не удосужился его воспроизвести. А в годы Великой Отечественной войны портрет постигла печальная участь многих находившихся на Украине произведений изобразительного искусства, которые не успели эвакуировать: хотя такого рода национальные ценности обычно тщательно прятали, но оккупанты часто их обнаруживали и вывозили в Германию. История же этого портрета такова.
В 1920-х годах киевский коллекционер С.К Глеваский в обмен на 'акварели В.Е. и КЕ. Маковских передал Всеукраинскому историческому музею имени Т.Г. Шевченко овальный мужской портрет, исполненный маслом и подписанный "Zona. Venezia 1847". Устроив в 1929 году выставку "Укрaiнське малярство XVII-XX сторiчч.", музей показал на ней и этот портрет, хотя к украинской живописи он явно не имел отношения. А в каталоге-путеводителе выставки (Киев, 1929. С. 59. N 394) это полотно значилось так: "Зона Ант. Портрет Н.В. Гоголя (?). Овал. Холст, масло. 64 х 51 сант. Подпись: Zona. Venezia 1847" .. То было первое упоминание в печати об этом портрете.
Многие коллекции Всеукраинского исторического музея имени Т.Г. Шевченко вошли в организованный в Киеве в 1936 году Музей украинского искусства. Оттуда портрет был вскоре передан в Киевский музей русского искусства. А когда в сентябре 1951 года, подготавливая 58 том "Литературного наследства", посвященный публикации дотоле неизвестных материалов о Пушкине, Лермонтове и Гоголе, я работал в Киевском музее русского искусства и пытался получить снимок с портрета, выяснилось, что подлинник В числе многих других экспонатов похищен гитлеровцами. Ни к чему не привели и поиски в том же сентябре 1951 года фотографии портрета. И только в прошлом году, когда я вновь обратился в этот музей, удалось обнаружить в его фототеке негатив, на котором портрет был запечатлен еще в 1930-х годах. Благодаря отпечатку с этого - почти чудом уцелевшего! - негатива, являющегося к тому же единственным документом, свидетельствующим об украденном подлиннике, стало наконец возможным получить о нем наглядное представление.
3десь этот портрет воспроизводится впервые.
Внимательно изучив снимок; приходишь к выводу: на портрете, несомненно, изображен Гоголь. Нет ни малейших данных, которые противоречили бы такому выводу. Прежде всего, черты лица весьма схожи с чертами лица Гоголя на тех его портретах, которые относятся к сороковым годам. Далее, внешность писателя на этом холсте во многом совпадает с описанием, принадлежащим перу П.В. Анненкова, который встретил Гоголя в Париже в 1846 году (то есть за год до создания венецианского портрета). Анненков пишет: "Гоголь постарел, но приобрел особенного рода красоту, которую нельзя иначе определить, как назвав красотой мыслящего человека. Лицо его побледнело, осунулось; глубокая, томительная работа мысли наложила на нем ясную печать истощения и усталости, но общее выражение его показалось мне как-то светлее и спокойнее прежнего. Это было лицо философа. Оно оттенялось, по-старому, длинными, густыми волосами до плеч, в раме которых глаза Гоголя не только что не потеряли своего блеска, но, казалось мне, еще более исполнились огня И выражения".
Характерна на этом полотне и одежда: меховой жилет, вернее, безрукавка из овчины, столь обычная для россиянина, вероятно, вывезенная писателем из родных краев, - он был человеком весьма зябким. 3а год с небольшим до создания венецианского портрета Гоголь 3 января 1846 года писал из Рима С.М. Соллогуб: "О себе, то есть о здоровье моем, скажу вам только то, что я зябну до такой степени, что не нахожу уже никаких средств согреваться". А ведь средняя январская температура в Риме - шесть градусов тепла!
Наконец, существует бесспорное доказательство того, что это портрет Гоголя: такой вывод несомненен, когда сравниваешь его с самым близким по времени и предельно точным изображением писателя. Я имею в виду дагерротип, исполненный Перро в конце 1845 года в Риме, где Гоголь был снят в кругу шестнадцати молодых русских художников, находившихся там для "вящего усовершенствования". На обоих портретах полностью совпадают не только черты лица, даже поворот корпуса и задумчивый взгляд те же. Видимо, все это было так присуще в ту пору Гоголю, что невольно он позировал в том же положении и когда его снимали в Риме, и когда год спустя художник создавал его портрет в Венеции.
Живя в течение всего 1847 года за границей, Гоголь, судя по его письмам, провел в Италии свыше шести месяцев и мог побывать в Венеции. Он приезжал сюда и раньше. Вот что писал об этом городе Гоголь 1 О августа 1840 года Е.В. Погоди ной (первой жене М.П. Погодина): "А вам кланяется <...> Венеция со своим упавшим величием и сумрачным великолепием, еще мелькающими гондолами, долговечным Риальтом (Риальто - мост в Венеции, переброшенный через Большой канал. - И.З.)и мною, довольно хилого здоровья, но искренно и душевно любящим вас".
В 1847 году имя Гоголя было уже хорошо известно в Италии. Поэтому вполне естественно, что венецианский художник Антонио Дзона (1813-1892) возымел желание исполнить его портрет. Не будучи большим мастером, Антонио Дзона вполне грамотно писал картины на исторические и бытовые темы, нередко исполнял портреты. В печати весьма положительно был отмечен его автопортрет, написанный в 1866 году.
Произведения Антонио Дзона экспонировались на многих выставках и ныне находятся в музеях Флоренции, Милана, турина. Возможно, в бумагах художника, если они сохранились, или в его письмах найдутся какие-либо сведения о том, как создавался портрет Гоголя. Но такого рода поиски – дело будущего. Пока неизвестно даже, кто нашел этот портрет и привёз его в Россию. Не исключено, что он был приобретён кем-то из руских у самого художника. Возможно, в дальнейшем можно будет точно ответить и на вопрос о том, как портрет попал в Киев
<…>».

Что изменилось за 17 лет, прошедших с момента издания книги (как я понимаю, на 1993 год, по сравнению с 1969 - ничего...) - не прояснилось ли местонахождение или судьба портрета, я даже представления не имею :(

Но, к слову - о "самом близком по времени и предельно точном изображении писателя".
Вот снимок с того дагерротипа 1845 года - Гоголь среди русских художников.


Именно из этого снимка "растут уши" вот этого портрета


Оттуда же выкадрировали Гоголя вот такого:


Можно и наоборот :)


Вот такая птица Гоголь...
Tags: живопись, лица, персонажи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments