Анаис (mlle_anais) wrote,
Анаис
mlle_anais

Categories:

Le Dernier Portrait: Смерть есть начало бессмертия...

Ну вот и всё. У подножия гильотины трупы были сложены в тележки, головы – в отдельный ящик, и процессия двинулась от площади Революции к кладбищу Эрранси, что у заставы Монсо. Дверь в городской стене открылась, пропуская телеги и комиссара полиции, и тут же захлопнулась. Никаких зрителей. Никаких посторонних не должно было оказаться у этой могилы. Никто не должен был узнать, куда положили тела.
Похороны двадцати одного казнённого 10 термидора (плюс Филипп Леба, застрелившийся предыдущей ночью в ратуше) – сто девяносто три ливра, включая стоимость извести – извести, которая сожжет их, "чтобы воспрепятствовать обожествлению" когда-нибудь. И семь ливров – для ровного счёта – могильщикам…
Это нужно, должно быть, ещё раз написать жирными буквами. По приказу Конвента, чтобы никто и никогда
И вот при этом при всём – при стремлении уничтожить останки без следа, скрыть само расположение могилы – существует живучая легенда о том, что женщине по имени Мария Гроссхольц, фактически приёмной родственнице и ученице доктора Курциуса, державшего в Париже, на улице Тампль, кабинет восковых фигур, удалось снять посмертную маску Робеспьера.
И жива эта история до сих пор. А всё оттого, что Мария, сперва унаследовавшая от умершего в 1794 году Курциуса его коллекцию, вышедшая через несколько лет замуж за господина по фамилии Тюссо, а потом перебравшаяся вместе со своими работами и учениками в Англию, предъявляла доказательство.
Доказательство в виде "той самой" снятой после казни маски Робеспьера.
Собственно, вот так выглядела голова, выставленная в музее мадам Тюссо, на тот момент, когда до неё добралась фотография.


Оформление экспозиции менялось и меняется, любят они там, в комнате ужасов, вывешивать головы на пиках (наш объект – на фото крайний справа).
Именно с этой маски – основное число бродящих по интернетному миру снимков. Среди которых вот этот


и вот этот – великолепный образец работы фотографа…

(между прочим, сфотографированная копия была выставлена каким-то ценителем макабра на ebay. И благополучно продана.)

и этот тоже.


Разумеется, наследники Марии обеими руками держались за версию, что маска подлинная, иначе они и не могли поступать.
Проблема в том, что эта маска – не единственная известная.
Кроме неё существует ещё как минимум одна, претендующая на звание "подлинной", и одна, давно у же на него не претендующая. И один изумительный рисунок, о котором речь отдельно и в конце.
Историю "посмертных масок" Робеспьера подробно (подробнее всех до сих пор) раскопал в 1911 году Эктор Флейшман. Так что тут мы пойдём за ним. И для этого придётся перенестись на сто с лишним лет вперёд, в 1908 год, когда в парижском музее Карнавале открылась экспозиция в новых залах.
На этой экспозиции и фигурировала восковая "маска Робеспьера"


(Кто видел эту картинку, поднимите, пожалуйста руки и, если не сложно, скажите, где и с какими комментариями – я хоть вас сосчитаю, у меня тут сугубо личный интерес…)
Выставление пользовавшегося огромным успехом у публики объекта закончилось скандалом – объявился персонаж, утверждавший, что маска не настоящая (о чём, в принципе, можно догадаться, судя по кровавому следу на правой щеке вместо левой), и сделана по его просьбе в 1878 году мастером по фамилии Кастан, который сделал маску на основании имевшихся в его распоряжении портретов. Заявитель поступил умно – к тому моменту художник (действительно потенциально способный исполнить эту работу), умер, спросить его было нельзя.
Флейшман поднял из небытия мутную историю объекта и не менее мутного "разоблачителя" подделки, который, видимо, сам некогда сочинил полную душераздирающих кровавых подробностей историю якобы подлинного объекта… (Часть этой истории, возможно, на самом деле описывает передвижение из рук в руки именно той, первой маски, уехавшей в Лондон с мадам Тюссо.)
Так или иначе, маска испарилась из витрин музея Карнавале, кажется, в неизвестном направлении.

Но у нас есть ещё одна маска, чуть менее известная, чем выставляемая в музее Тюссо, но, думаю, все заинтересованные здесь её видели.
Происхождение её туманно.
Но вот что мы знаем: около 1816 года появилось свидетельство о том, что маска Робеспьера была в личной коллекции Доминика Виван-Денона, первого директора музея Лувра (а коллекция у Виван-Денона была, и прелюбопытная, и не лишённая "макаберных" экспонатов). Гипсовый слепок головы Робеспьера и правда присутствует в описи его имущества, сделанном в 1826 году, после смерти владельца, под номером 632 с курьёзной подписью, гласящей, что маска снята перед смертью. (Отголоски этой истории тоже всплывают до сих пор, есть вероятность, что именно отсюда родом странная легенда о том что та же мадам Тюсо снимала с Робеспьера прижизненную маску.)
Какова судьба маски из коллекции Виван-Денона – неизвестно.
Известно другое – посмертная маска Робеспьера (уже во времена Флейшмана) всплыла в коллекции некоего господина Леклерка (а затем её копии обнаружились ещё в нескольких частных руках), с подписью, в которой утверждалось, что маска снята непосредственно после казни и принадлежала "гражданину Тюрби, сочинителю музыки". Подпись, впрочем, датирована 1832 годом…


Копия именно этой маски, судя по всему, была представлена в 1889 году на выставке, посвящённой столетию Революции, и её воспроизвёл тогда в иллюстрированном издании Арман Дайо (который, кстати, отказался сообщать, откуда она происходит).
Фотография этой маски (после Флейшмана) известна мне по иллюстрированому пятитомнику Вовеля.
Видимо, именно эта маска также запечатлена на совершенно изумительном, фантастическом снимке, который я в данном случае взяла у eleonored, но у Вовеля она тоже есть.


Возможно, это именно то, из коллекции Виван-Денона… С другой же стороны, как замечает Флейшман, информация о ней стала распространятся в 1830-е годы, когда завелись уже новые пламенные робеспьеристы… в общем, весьма вероятно, что перед нами тоже результат работы художника. Результат блистательный, но всё-таки "художественный вымысел".
Равно как и экземпляр, находящийся в музее Тюссо. Потому что история о снятой после казни маске восходит к самой мадам Тюссо, рассказавшей об этом в своих мемуарах, с изрядной долей фактических ошибок, лишающих её рассказ достоверности начисто. Кроме того, будем помнить о мерах по охране тел – чтобы никто никогда не смог… Флейшман приводит историю (ссылка на которую ведёт прямиком в Национальные архивы, а потому я осмелюсь её привести) о том, как весной 1794 года к жандармам, выходившим с кладбища после захоронения гильотинированных, подошёл один гражданин с вопросом, раздевают ли трупы перед тем, как закопать их. Любопытного тут же под белы руки отвели в полицию, где допросили, и отпустили только на следующий день. Отделался бы ли так легко человек, попавший к могиле, которую заведомо хотели сохранить в тайне? Более того, снявший маску с трупа, который надлежало уничтожить, чтоб и следа от него не осталось?
Хм… с другой стороны, конечно, любопытный был случайным человеком, а Мари им не была… (Хотя прочие истории о снятии масок с казнённых, появившиеся чуть позже непосредственного времени действия, также сомнительны…)
Конечно, люди есть люди, конечно, можно допустить, что в данном случае имел место факт подкупа, но… слишком дорого должна была обойтись эта голова – и в смысле суммы подкупа, и в смысле возможных последствий.
Но истинная странность, кажется мне, тут в ином – если маска из музея Тюссо сделана художником-умельцем, то почему она так выглядит? Не логично было бы в такой ситуации сделать "рожу пострашнее"?... Или уже мы сегодня (впрочем, сто лет назад было то же) видим что-то иначе?
Истории о маске Робеспьера, выставленной на обозрение вскоре после Термидора, кажется, появились только в XIX веке, в том числе и рассказ о том, как посетил бывший кабинет Курциуса художник Давид с другом, и служивший там мальчик, распознав в них специалистов, показал им спрятанные тогда от прочих глаз головы. Давид якобы долго смотрел на маску и сказал "Прекрасная имитация, очень хорошо сделано!"

В 2002 году была в Париже, в музее Орсе, выставка "Последний портрет", и от неё каталог являл какую-то из "посмертных масок" Робеспьера... Не верьте никому. Каждого, кто принесёт вам ещё какую-нибудь его голову, надо самого гильотинировать допросить подробно, где ж он её взял... и не получить внятного ответа. Хотя... хороший художник дорогого стоит, и в нашей ситуации в том числе. Эти "объекты", если они созданы рукой артиста и фантазёра (а чем он тогда хуже любого исторического художника, пишущего сюжеты из прошлых времён??? чем хуже великолепного Давида Анжерского с его медальонами??? и десятков других...), заслуживают прежде всего похвалы автору. Это замечательные "портреты". Это прекрасные работы.

Но вернёмся на минуту к Виван-Денону.
Известно, что он рисовал посмертную маску Робеспьера. Долго я охотилась за этим рисунком, не зная, где искать: нет у меня никаких виванденоновских альбомов под руками, я знала, что рисунок есть, но ни названия, ни того, где именно он воспроизводился, не знала и не знаю до сих пор – если бы один умелец не поместил эту картинку на обложку книги (!), я, думаю, ещё долго бы её не нашла.
Ни истории создания рисунка, ни подробностей каких бы то ни было – ничего. До меня долетала только информация о том, что есть такое.
Композиционно рисунок совпадает с "традиционными" пропагандистскими гравюрами – в кадре рука палача, держащая голову… но разница, безусловно, огромна. Не будем забывать также, что Виван-Денон лично знал Робеспьера (и в некотором смысле был обязан ему жзнью). И у него был прекрасный глаз художника. Конечно, если ты не очень близкий человек, можно не узнать в покойном того, с кем общался при жизни: многое в человеке – его мимика, его пластика, его голос; его живые черты бывают несходны с посмертными… Но вот вопрос: стал бы художник рисовать голову, которая не показалась бы ему похожей на…??? И если он правда рисовал маску из своей коллекции, то, значит, он рисовал нечто, существовавшее до того, как во Фрации завелись буйные молодые робеспьеристы, лично не знавшие Робеспьера…
В любом случае, из всего сомнительного, что было выше – это наш единственный точно видевший лично эту голову (если прилично так выразиться) при жизни автор.

Доминик Виван-Денон "Голова Робеспьера"


Ко всем, добравшимся до этого места, огромная просьба: как вы, думаю, поняли, весь макабр отчасти был ради Виван-Денона и, на самом деле, из-за него… Если вы что-то знете про этот рисунок – покидайтесь в меня, пожалуйста, информацией!
Tags: робеспьер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments