Анаис (mlle_anais) wrote,
Анаис
mlle_anais

Categories:

Двое из Цаво: колониальная быль, плавно переходящая в страшную сказку

Мы рубили лес, мы копали рвы,
Вечерами к нам подходили львы...
(Н. Гумилёв)


Весёлой сказки на ночь у меня для вас нет. Есть страшная. И не совсем сказка...

В Чикаго, в музее естественной истории есть пользующаяся неизменным успехом витрина. В ней - два чучела зверей породы кошачьих и несколько фотографий.


Эти двое львов - самцы, хотя гривы у них и нет. В Кении, откуда они родом, в Национальном парке Цаво, до сих пор водятся такие львы, безгривые и малошерстяные...
В самом конце XIX века эти двое застопорили на несколько недель строительство угандийской железной дороги. Впрочем, возможно, охотник, чьей милостью они стоят ныне в музее, кое-что в своих воспоминаниях о тех событиях присочинил ;) И уж тем более немало присочинили в Голливуде создатели основанного на этих самых воспоминаниях оскароносного фильма "Призрак и Тьма".
Однако то, что кровавая драма на строительстве железной дороги имела место, - чистая правда.

Угандийскую железную дорогу начали строить в 1896 году. А интересующий нас эпизод случился в 1898 году в месте под названием Цаво. Я не сильна в суахили, и не могу подтвердить (или опровергнуть), правда ли "Цаво" на этом языке означает что-то вроде гиблого места. Но руководившему работами на строительстве дороги инженеру Рональду Престону это место показалось райским. Именно там, где железная дорога подошла к реке, через которую нужно было строить железнодорожный мост, всё и началось. ("Папа, кто строил эту железную дорогу? "... Англичане, деточка. То есть, разумеется, рельсы клали привезённые на стройку рабочие-индийцы - местные африканские жители не рвались сотрудничать. Впрочем, Престону удалось кое-кого из них уговорить). Из лагеря ночью стали пропадать рабочие. Впрочем, тайна была раскрыта быстро, больно очевидными были следы - рядом с лагерем завёлся лев-людоед.
Льва пытались подкараулить. Безуспешно. Вокруг палаток строили ограждения из колючего кустарника:


Как выяснилось, львы (их было, видимо, двое) прекрасно через них пробирались, утаскивая с собой добычу.

Через реку Цаво был возведён временный мост:


Для строительства постоянного моста в марте 1898 года в Цаво и прибыл инженер Джон Генри Патерсон, который написал ставшую бестеллером книгу о своих приключениях в Африке.

Полковник Патерсон


Патерсон у палатки (слева, с ружьём). Видно плохо, но другого Патерсона у меня для вас нет :(


И вот тут наступает занятное. Дело в том, что существует рассказ о событиях в Цаво, принадлежащий Престону. Так вот, записки патерсона с этим рассказом в некоторых местах совпадают дословно (даром что Престон рассказывает о себе, а Патерсон - о себе). Вот и пойми, что там было и кто у кого что сплагиатил...

Так или иначе, с марта по декабрь 1898 года, с разной степенью интенсивности и переменным успехом львы совершали набеги на лагерь строителей железной дороги.

Рабочие на строительстве железной дороги в Цаво


Некоторых они просто выкрадывали ночью прямо из палаток.

Палатка одной из жертв хищников (я так думаю, та, что на переднем плане справа)


Рабочие со стройки стали разбегаться. Впрочем, возможно, дело было не только во львах-убийцах, но и в характере Патерсона - кажется, рабочие, добывавшие камень для строительства моста, даже хотели убить сурового начальника...

Поймать же тварей-людоедов пытались разными способами. Однажды выстроили ловушку:


Ловушка была разделена на две части решёткой - в дальней сидела "приманка" с ружьём. Лев в ловушку попался, однако бедняга, служивший "наживкой", перепугавшись, когда лев попытался достать его лапой через прутья, открыл беспорядочную пальбу и вместо того, чтобы застрелить льва, отстрелил замок захлопнувшейся клетки... Лев сбежал.
Патерсон соорудил на дереве наблюдательную площадку, куда не мог забраться хищник:


В конце концов, 9 декабря 1898 года ему удалось убить одного льва.

Патерсон с первым убитым львом:


А через три недели, 27 декабря, - второго.

Второй убитый лев


Шкуры бесстрашный британский офицер забрал в качестве трофеев, и долго ещё они лежали у него дома, выполняя функцию ковров. А в 1924 году, когда Патерсону понадобились деньги, он продал их чикагскому музею Филда. Шкуры львов были в плачевном состоянии. таксидермисту стоило больших трудов привести их в порядок и сделать приличные чучела (кстати, возможно поэтому львы в витрине выглядят меньшими, чем были на самом деле).

Музейный таксидермист за работой:


Людоеды из Цаво в экспозиции музея Филда в 1925 году


Железнодорожный мост через Цаво благополучное построили, а в 1901 году была готова и вся железнодорожная ветка - она шла из Момбасы, что на океанском побережье, в Порт Флоренс (Кисумбу, что на озере Виктория), названный так в честь Флоренс, жены Престона, бывшей с ним в Африке все пять лет, пока строилась железная дорога...
А в 1907 году Патерсон написал свою знаменитую книгу (кстати, избранные главы из неё, посвящённые как раз охоте на львов-людоедов, переводились на русский). И вышел полковник Патерсон кругом герой, избавивший рабочих от людоедов, убивших 140 человек. Однако...
Учёные, обследовавшие чучела этих львов, говорят, что на самом деле один из них съел 24 человека, а второй - 11. То есть жертв львов, застреленных Патерсоном, в реальности было не больше тридцати пяти. Что за 140 жертв? Охотничье хвастовство полковника? Может, и так. Может, и нет.
Патерсон утверждал, что обнаружил логово львов, усыпанное человеческими костями. Место это было утеряно, но не так давно исследователи из того же музея естественной истории вновь его обнаружили и опознали по фотографии, сделанной Патерсоном (за сто лет оно почти не изменилось, но, конечно, никаких костей там уже не было). Видимо, на самом деле это было прежде место погребения одного из африканских племён - львы не складывают кости в угол в норе...
К тому же известно, что на самом деле с убийством львов из Цаво набеги хищников на железную дорогу не прекратились - агрессивно настроенные львы приходили на станции (не говоря уж о том, что повстречаться на железной дороге можно было не только со львом, но и с не менее агрессивными носорогами, а то и слонами).
Так что, может, и правда было сто сорок жертв? Может, эти львы съели 35 рабочих, а остальную сотню доели другие? Ибо нет никаких доказательств того, что львов было всего двое...

А в Цаво сейчас национальный парк. Туда можно съездить на сафари, посмотреть на безгривых львов и выслушать историю о том, как англичане строили железнодорожный мост...
Tags: известные вещи, разное, семейство кошачьих
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments