Собственно, вот я сижу и обдумываю проблему :)
Это - ступени перед церковью Святого Роха в Париже. Те самые, по которым, согласно легенде, 13 вандемьера, при подавлении роялистского мятежа, генерал Бонапарт дал залп картечью...
И вот сидела я там, на паперти Святого Роха, и думала... Что не может быть того! Ибо мысль такая не могла не осенить всякого, кто внимательно посмотрел на церковь и окрестности.
И, разумеется, оказалось, что мысль эта не только меня посещает, и кое-кто даже её оформил письменно сто лет назад :))
Там есть одна чрезвычайно простая и очевидная проблема.
Вот вполне романтический Бонапарт перед церковью Святого Роха (это у нас, кажется, Раффе)
А вот церковь Святого Роха, как она выглядит сегодня
Стоя там, видишь перед собой вот это:
И начинаешь задаваться вопросом: а куда там нужно деть пушку, чтобы пальнуть по паперти???
Переходим дорогу и смотрим на церковь с той стороны перекрёстка:
Там очень мало места... Один выстрел - и на паперти кровавая каша... Тут пробовал робко пробиться в голову вопрос о калибре пушки (как выяснилось, вполне решаемый), но его напрочь перебило другое очевидное соображение: из той улицы, где предположительно стояла интересующая нас пушка, церковь Святого Роха... не видно вообще! Улица выходит на Сент-Оноре слева от церкви, а перед самой церковью, на противоположной стороне улицы, - дом, это прекрасно видно, например, на современной спутниковой съёмке:
А тогда, поди, улицы были ещё уже...
И сразу как-то понятно, что гравюры такого рода, кажется, несколько польстили улице Сент-Оноре по ширине:
Хотя, впрочем, вот рисунок XIX века...
Но церковь-то всё равно "откуда надо" не видна и не простреливается!
И это как-то так очевидно, что первая мысль была - ну не мог никто об этом не написать!!! Разумеется, отрефлексировали. И давно :)
Я нашла описание заинтересовавшего меня момента в книге Анри Зиви "Тринадцатое вандемьера IV года", вышедшей в Париже ещё в 1898 году. И вот что там было:
О сражении сложилась легенда, происхождение которой неизвестно: 13 вандемьера Бонапарт картечью разогнал роялистов, обосновавшихся на ступенях церкви Святого Роха и обратил их в поспешное бегство.
Бой, развернувшийся перед церковью Святого Роха, был лишь одним из эпизодов в событиях того дня. Бонапарт не имел к нему отношения: ни один документ не упоминает о том, что он там присутствовал. "Мемориал Святой Елены" вскользь упоминает о стычке и искажает события; рукописи Национальных архивов ничего о ней не говорят.
Что же до знаменитой свалки на паперти Святого Роха, после которой роялисты быстро рассеялись, - странно то, что современники ничего не говорят о ней. Никаких следов этого происшествия не обнаруживается ни в докладе Барраса, ни в пасквиле Даникана, ни в рассказе Лакретеля, ни в отчёте Кавеньяка. А между тем Баррас, Даникан, Лакретель, Кавеньяк принимали участие в сражении. И только Реаль, который к этому сражению отношения не имел, кратко упоминает о событии, только одной фразой в начале длинного рассказа: "Толпа, заполнившая ступени перед церковью Святого Роха, была сметена, и нападающие укрылись в церкви".
Но была ли вообще возможна эта стрельба картечью? Достаточно представить себе расположение церкви Святого Роха и улицу Конвента: из этой узкой улочки из пушки можно было попасть только в самый угол церкви и её ступеней, если вообще можно было попасть. Старые планы Парижа тут не совпадают: согласно плану Тюрго, составленному в середине XVIII века, восточную сторону улицы Дофина было едва видно с Новой улицы Святого Роха; таким образом, церковь было совсем не видно, видна была лишь колокольня, стоявшая прямо на улице.
Церковь Св. Роха на плане Тюрго
Великолепный план Вернике, времён Революции, открывает с улицы Конвента вид на небольшую часть улицы Святого Роха, с восточной стороны. Как можно было оттуда попасть в толпу роялистов? Чтобы попасть по ступеням церкви Святого Роха, нужно было стрелять с самого начала улицы, выдвинув пушки почти на Сент-Оноре. Но пушки стояли не там; согласно рассказу того же Реаля, войска, продвигавшиеся к церкви Святого Роха, столкнулись с артиллерийским расчётом на улице, и пушка дала залп шагах в двадцати от улицы Сент-Оноре.
Итак, выстрел поразил разве что самый край ступеней у церкви. Эпизод, который был (если был вообще) столь незначителен, что ускользнул от внимания главных участников сражения, легенда сделала главным событием дня.
На самом деле пальба перед церковью Святого Роха была, а сражение, которое развернулось вслед за ней, было одним из самых важных в тот день: но это означает, что секционеры вовсе не сдались без боя, борьба была ожесточённой, и победа досталась защитникам Конвента дорогой ценой.
Позвольте, но как же Тьебо - тот самый свидетель Дьёдонне Адриен Поль Тьебо, мемуары которого цитируют любители версии о залпе картечью, Тьебо, французским по белому пишущий, что Бонапарт "лично руководил сражением" и поставил две пушки "на Новой улице святого Роха, перед церковью"??? А никак :) Тьебо написал свои (пятитомные :)) мемуары в 1820-е годы и, судя по некоторым пассажам оттуда, тот ещё сочинитель... Нет такого места, чтобы на улице Св. Роха и "перед церковью", в природе нет.
Ну, теперь можно посмотреть другими глазами на такие вот гравюры :))
Ну и считать тот самый один залп и Бонапарта перед церковью одним из камешков легенды ;)
(И обратить наконец внимание на то, что достаточно серьёзных биографий Бонапарта, об этом эпизоде не упоминающих :))
А вот где он был на самом деле, это уже другой вопрос ;)
P.S. С той поры мне иногда хочется сделать "разбор полётов" по 13 вандемьера (и по этому "другому вопросу" в частности), прежде всего для себя, в том числе и чтобы не "останавливались часы" летом II года... Не знаю, будет ли это кому-нибудь интересно и нужно ли... Но если сложится и будет время - сделаю.